Четверг, 19.09.2019, 09:57
Регистрация почта: obkom-59@mail.ru

07.12.2016
Отчет о деятельности ПКК за 2012-2016 гг

Отчет о деятельности Пермского краевого комитета Горно-металлургического профсоюза России за 2012 - 2016 гг

05.03.2014
Отраслевое тарифное соглашение на 2014-2016 г.


04.02.2014
Ваши права в трудовых отношениях


04.02.2014
Молодому работнику [твои права и возможности в трудовых отношениях]


24.01.2014
Соглашение о МРОТ в Пермском крае


30.11.2013
Действия Пермского краевого комитета ГМПР по ЗАО "Уралалмаз"



24.07.2013
Постановление Правительства края о внесении изменений в указ губернатора «Об утверждении положения о присвоении звания «Ветеран труда".



22.02.2013
Рекомендации ЦС ГМПР по организации работы с кадровым резервом


22.02.2013
Положение о школе профактива


15.01.2013
Методические рекомендации по организации работы представителя, в составе комиссии, проводящей аттестацию рабочих мест

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация работы представителя выборного профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации в составе комиссии, проводящей аттестацию рабочих мест по условиям труда» Разработаны в соответствии с постановлением исполкома ЦС ГМПР от 18 октября 2012 года
Главная » Новости » ФОНД ПОДДЕРЖКИ ШТАНОВ
08:31
ФОНД ПОДДЕРЖКИ ШТАНОВ

 Десять лет поддержки моногородов не привели к результатам ". За все годы существования некоммерческой организации "Фонд развития моногородов” количество этих самых моногородов так и не уменьшилось. Миллионы рублей потрачены на обучение персонала, миллиарды - выданы в льготный кредит не бедствующим холдингам, немалые средства фонд подзаработал на банковских процентах, придерживая на своих счетах  государственные субсидии. А депрессивные поселения так и остались без поддержки бюджета. При этом зарплата гендиректора фонда - миллион рублей, выше бюджетов 4 монопоселений, а средняя зарплата сотрудников - около 190 тысяч рублей. Выходит, что лучше всего бюджет страны поддерживает работников самого фонда. Жаль, что жителей моногородов на эти рабочие места не пристроить. В этом году у нас юбилей. Вот уже 10 лет как правительство занимается вопросом поддержки моногородов. Концепция была незатейлива: создавать в моногородах другие рабочие места, диверсифицировать экономику - вот и социальное напряжение спадет. Общий объем финансовой поддержки моногородов только за 2010 - 2016 годы (без учета поддержки градообразующих предприятий) составил 115,9 млрд руб. В 2014 году Внешэкономбанк (ВЭБ) создал Фонд развития моногородов - специальную некоммерческую организацию, которая должна была управлять процессом. Проведенная Счетной палатой проверка в первые же пару лет существования фонда показала, что результаты управления сомнительны. Но достижения впечатляющи - аж рот от удивления не закрывается.

"А”-СПРАВКА На начало 2019 года перечень моногородов - монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации - включал 319 населенных пунктов, из которых: - 100 - отнесены к категории с наиболее сложным социально-экономическим положением; - в 148 - риски ухудшения их социально-экономического положения, - в 71 - стабильная социально-экономическая ситуация. В моногородах, расположенных на территориях 61 субъекта РФ, проживало 13,5 млн человек, треть из них - 4,1 млн - в населенных пунктах со сложным социально-экономическим положением. Наибольшее количество моногородов - в Кемеровской (24), Свердловской (17) и Челябинской (16) областях. В моногородах проживает каждый десятый россиянин.

 

НАЧАЛО РАБОТЫ ФОНДА. Заработок на государственных деньгах

 В 2014 году президент поручил правительству предусмотреть на 2015 - 2017 годы субсидии регионам в размере 32 млрд руб. Эти деньги планировалось направить в регионы, чтобы софинансировать строительство инфраструктуры, необходимой для инвестиционных проектов. Денег на субсидии выделили в два раза меньше - 14,7 млрд. Но все равно к 16 ноября 2016 года в фонде накопилось 2,2 млрд руб. неиспользованных средств. Сумма перечислялась на расчетный счет фонда во Внешэкономбанке (единственном учредителе фонда, к слову). На условиях, что остаток на расчетном счете фонда будет неснижаемым, ВЭБ начислял проценты - от 8,75 до 10,75%. За два года доходы фонда от размещения в банке свободных денежных средств составили почти 260 млн руб.

 

Обучение

 За счет субсидий фонд осуществлял расходы на обучение "команд, управляющих проектами развития моногородов”. В связи с этим примечательна история пгт Надвоицы (Карелия), о котором "Солидарность” писала не раз. Градообразующим предприятием этого поселка был Надвоицкий алюминиевый завод, построенный в 1954 году. К 2013 году производство на предприятии стало полностью нерентабельным: в себестоимости продукции завода плата за электроэнергию составляла 50%. Жители Карелии участвовали в акциях протеста, чтобы привлечь внимание к проблемам поселения. Надвоицкий алюминиевый завод. Так вот, в 2015 - 2016 годах Фонд развития моногородов отправил на обучение семерых представителей Надвоиц. Счетная палата установила, что только двое из них имели отношение к реализации инвестиционных проектов поселка. Обучение проходило в негосударственном образовательном учреждении "Московская школа управления "Сколково”, плата за одного слушателя - 846,2 тыс. руб. "Фондом планируется направить на обучение команд, управляющих проектами развития моногородов, еще 1,3 млрд рублей, стоимость обучения одного слушателя - 900 тыс. рублей, что более чем в 11 раз превышает среднюю стоимость обучения по аналогичным программам, предлагаемым ведущими образовательными организациями Российской Федерации”, - резюмировал аудитор. То есть специально для Надвоиц на обучение людей за год потратили 6,3 млн руб. Притом что бюджет городского поселения на 2019 год составляет всего 20,1 млн руб. Для привлечения работодателей в 2014 году выделили территории в поселке под промышленный парк, а в сентябре 2016 года Надвоицы получили статус территории опережающего социально-экономического развития. - Насколько мне известно, на площадке так ни одного предприятия и не появилось, - говорит бывший председатель профкома Надвоицкого алюминиевого завода Михаил Шестоперов. - Работает только цех по производству алюминиевых радиаторов. Но и проблемы с трудоустройством населения не осталось - все просто уехали. Я сам уехал в Петрозаводск. - Появилась идея строительства там дата-центра, - сообщил председатель Союза организация профсоюзов в Республике Карелия Илья Косенков. - Но это - пока идея.

 

 Зарплаты

 Впрочем, есть одна точка на карте, где стараниями Фонда развития моногородов образовались высококачественные рабочие места. Это - сам фонд. В 2015 году среднемесячная заработная плата в этой некоммерческой организации составила 279,6 тыс. руб. Согласно штатному расписанию фонда, в штате предусмотрено 57 единиц. Фактический фонд оплаты труда штатной единицы "генеральный директор” за 2015 год и 9 месяцев 2016 года составил 20,6 млн руб. - около миллиона рублей в месяц в среднем. При этом, как отметила Счетная палата, уровень заработной платы работников фонда, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, Минэкономразвития не ограничивало. Всего за 2015 - 2016 годы расходы только на содержание фонда, осуществлявшиеся за счет государственных субсидий, составили 410,6 млн руб.

 

Результаты

И каков же результат за два года такой "работы на износ”? Согласно данным фонда, в получивших поддержку моногородах на 1 октября 2016 года было создано 1506 рабочих мест - по одному рабочему месту на полторы тысячи жителей моногородов. "Проверка показала, что социально-экономическое положение большинства моногородов, несмотря на принимаемые меры со стороны государства, ухудшается, при этом бюджетные расходы увеличиваются. В целом существующая система государственной поддержки моногородов характеризуется формализмом и отсутствием исполнительской дисциплины, а также отсутствием ответственности за принятые решения и их последствия”, - резюмировал аудитор Сергей Агапцов. Из 16 соглашений, заключенных в период 2015 - 2016 годов, только три привели на момент проверки к закончившемуся строительству объектов. Из 77 моногородов, планирующих строительство, только 16 имели проектно-сметную документацию. Причина - нет денег. Хотя в то же время на содержание самого фонда тратилось больше 16 млн руб. в месяц, и в основном - на зарплаты.

 

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ.  Лучше не стало

Итак, результаты оказались неудовлетворительными, и 30 ноября 2016 года был утвержден паспорт приоритетной программы "Комплексное развитие моногородов”. Цели - те же, но более конкретизированы: создание 230 тысяч рабочих мест, не связанных с монопредприятиями, снижение количества моногородов на 18 к концу 2018 года и реализация мероприятий "Пять шагов благоустройства”. Программа развития моногородов была рассчитана на девять лет, с 2016 по 2025 год, причем в 2017 - 2020 годах ее финансирование должно было составить 25 млрд руб. Руководство программой было отдано тому же фонду. Он и руководил - с теми же результатами. Г. Вятские Поляны, машиностроительный завод "Молот". В марте 2019 года Счетная палата представила самый свежий анализ действий фонда, с выводом: "Счетная палата усомнилась в эффективности программы, поскольку решение проблем моногородов так и не было найдено, несмотря на государственную поддержку”.

 

Строительство инфраструктуры

 По мнению Счетной палаты, одна из причин сложного положения моногородов заключается в том, что многие предприятия входят в холдинги. В результате затраты концентрируются в моногороде, а прибыль возникает уже вне города. С этим не было сделано ничего. На строительство инфраструктуры за 2015 - 2018 годы фонд перечислил в бюджеты субъектов РФ 9,3 млрд руб. В 21 моногороде введено в эксплуатацию 55 объектов инфраструктуры, в том числе 13 объектов транспортной и дорожной инфраструктуры в 11 населенных пунктах. При этом на начало 2019 года по различным причинам не эксплуатировалось 24 объекта в восьми моногородах. То есть не эксплуатировалась половина построенного… При совместных контрольных проверках выяснилось, что Республика Карелия и Кировская область не подтвердили загрузку отдельных объектов инфраструктуры. А контрольное мероприятие показало, что часть денег была израсходована на работы, не относящиеся к объектам инфраструктуры, а также в 16  из 21 города, где были построены эти объекты, численность трудоспособного населения сократилась.

 

Выдача кредитов и оплата обучения

За 2016 - 2018 годы фонд предоставил займов на 6,1 млрд руб. Анализ показал, что больше половины этой суммы приходилось на организации, входящие в крупные холдинги. Например, в декабре 2018 года предоставлен заем в сумме 1 млрд руб. АО "ПОЛИЭФ”, входящему во вполне благополучный "СИБУР Холдинг”. Такого же размера заем был предоставлен ООО "Хевел” (Новочебоксарск, Чувашская Республика), 46% которого принадлежит зарегистрированной на Кипре компании. А механизм возврата займов нормативно не урегулирован.  На обучение 1546 слушателей фонд израсходовал 1,4 млрд руб. Еще 24 слушателя были обучены на 16 млн руб. Все - "без достижения требуемого результата”, резюмируют аудиторы.

 

 Зарплаты выше бюджетов моногородов

За 2015 - 2018 годы административно-хозяйственные расходы фонда составили 857 млн руб. Наибольшая статья затрат - 81,9% - приходилась на оплату труда персонала и не зависела от результатов деятельности фонда. И, как отмечает Счетная палата, "была сопоставима с бюджетом целого моногорода”. Зарплата генерального директора фонда по-прежнему больше миллиона рублей и превысила бюджет четырех монопоселений: - с. Светлогорье Приморского края - бюджет 5,48 млн руб.; - пгт Бытошь Брянской области - 7,975 млн руб., - пгт Умет Республики Мордовия - 8,26 млн руб.; - пос. Кизема Архангельской области - 8,415 млн руб. Средняя зарплата работников фонда составила примерно 190 тыс. руб. в месяц.

 

 Результатов снова нет

Аудиторов не впечатлил результат многолетней программы. И заявленным показателям они не поверили. Фонд отчитался о создании 406,5 тыс. рабочих мест - то есть, статистически, на каждые 33 "с половиной” жителя моногородов создано по рабочему месту. По мнению Счетной палаты, "установленные паспортом Программы показатели носили формальный, неинформативный и скорее статистический характер”. - Например, при подсчете вновь созданных рабочих мест Министерство учитывало также и временные места. В результате данный показатель почти вдвое превысил плановый и составил 406,5 тысячи рабочих мест. При этом более чем в половине моногородов уровень регистрируемой безработицы в это время был выше среднероссийского, а число трудоспособного населения сократилось на 353,6 тысячи человек, - говорил Сергей Агапцов.  К тому же данные проверить сложно. В ГАС "Управление” содержится одна информация о финансовом обеспечении мероприятий в моногородах, а исполнительные власти по запросам называют другие суммы, иногда почти в 10 раз ниже. Отчетности много, например в 2018 году в соответствии с запросами федеральных органов власти в Пермском крае необходимо было сформировать 103 отчета. Но целостной картины их всего этого документооборота составить не получается. На 31 декабря 2018 года к кризисным отнесены 40 предприятий, существует возможность ухудшения ситуации на 55, стабильными остаются 132. Анализ данных Федеральной налоговой службы и вовсе показал снижение предпринимательской деятельности в моногородах за время действия программы. Число ликвидированных организаций тогда превышало количество созданных, а из оставшихся многие не вели свою деятельность.

 

Ситуация держится только за счет градообразующих предприятий

Вместе с тем в стране отмечен рост налоговых поступлений, и свыше трети этого роста произошло за счет моногородов. Наибольшей рост налоговых поступлений отмечен в 13 моногородах: это Мирный, Нижний Тагил, Тольятти, Набережные Челны, Норильск, Новокузнецк, Магнитогорск, Междуреченск, Железногорск, Северодвинск, Череповец, Озерск, Прокопьевск. За 2016 - 2018 годы они заплатили налогов на сумму 485 млрд руб., почти на 190 млрд больше, чем в предыдущие три года. И в основном - за счет градообразующих предприятий, а не благодаря диверсификации промышленности. Например, в Мирном (Якутия) доля налоговых платежей ПАО "АЛРОСА” в 2018 году составляла 98%. В Железногорске Курской области удельный вес поступлений от ПАО "Михайловский ГОК” в общем объеме налоговых поступлений в 2018 году составлял 83,2%. Город Мирный (Якутия). Фото: yakutia.info А тем временем, на фоне всеобщего роста, в 70 моногородах за указанный период зафиксировано снижение налоговых поступлений. Всего на поддержание стабильности градообразующих предприятий за 2016 - 2018 годы было направлено около 300 млрд руб. Только поддержка эта оказывалась не Фондом развития моногородов, а имела отраслевую направленность. Фонд же поддерживал те моногорода, экономика которых и так была относительно дифференцирована. А депрессивные города и поселки остались без поддержки федерального бюджета.

 

 ПРОГРАММУ ЗАКРЫЛИ, НО ФОНД ЖИВЕТ

 Итоги оказались настолько призрачными, что в соответствии с протоколом заседания президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам (от 03.12.2018 № 14) принято решение о ее досрочном, с 1 января 2019 года, завершении. Но сам фонд - живее всех живых. В своей стратегии развития до 2020 года организация написала, что "требуется трансформация модели фонда”, что "наиболее вероятный сектор роста в моногородах составляют малые и микропредприятия”. Непонятно только, как парикмахерские и мастерские по ремонту обуви помогут решить проблему занятости, если закроется, к примеру, рудник. "Ожидается, что новая госпрограмма развития моногородов будет принята осенью этого года, финансирование по ней начнется с января 2020 года. Рассчитана она будет до 2024 года”, - обещает нам фонд. Ну, или предупреждает. По материалам Счетной палаты РФ

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/fond-podderzhki-shtanov.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

Просмотров: 10 | Добавил: Yava | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Наверх