Суббота, 28.11.2020, 21:05
Регистрация почта: obkom-59@mail.ru

07.12.2016
Отчет о деятельности ПКК за 2012-2016 гг

Отчет о деятельности Пермского краевого комитета Горно-металлургического профсоюза России за 2012 - 2016 гг

05.03.2014
Отраслевое тарифное соглашение на 2014-2016 г.


04.02.2014
Ваши права в трудовых отношениях


04.02.2014
Молодому работнику [твои права и возможности в трудовых отношениях]


24.01.2014
Соглашение о МРОТ в Пермском крае


30.11.2013
Действия Пермского краевого комитета ГМПР по ЗАО "Уралалмаз"



24.07.2013
Постановление Правительства края о внесении изменений в указ губернатора «Об утверждении положения о присвоении звания «Ветеран труда".



22.02.2013
Рекомендации ЦС ГМПР по организации работы с кадровым резервом


22.02.2013
Положение о школе профактива


15.01.2013
Методические рекомендации по организации работы представителя, в составе комиссии, проводящей аттестацию рабочих мест

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация работы представителя выборного профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации в составе комиссии, проводящей аттестацию рабочих мест по условиям труда» Разработаны в соответствии с постановлением исполкома ЦС ГМПР от 18 октября 2012 года
Главная » Новости » ШИШ C ЕВРОПЕЙСКИМ МАСЛОМ. МРОТ ПЕРЕСЧИТАЮТ ПОД ЗАВЕДОМОЕ НЕВЫПОЛНЕНИЕ СТАНДАРТОВ ЕС
13:40
ШИШ C ЕВРОПЕЙСКИМ МАСЛОМ. МРОТ ПЕРЕСЧИТАЮТ ПОД ЗАВЕДОМОЕ НЕВЫПОЛНЕНИЕ СТАНДАРТОВ ЕС

Минтруд предложил нам новацию - исчислять МРОТ от медианной заработной платы, а прожиточный минимум - от медианного подушевого дохода. Аргументировано это мировым опытом и европейскими практиками. Вот только согласно европейским стандартам, МРОТ у нас должен был бы подрасти до 26 тыс. рублей. А Минтруд предлагает 12,8 тыс. рублей без какого-либо механизма          дальнейшего роста.

Месяц назад Минтруд предложил со следующего года отказаться от расчета прожиточного минимума (ПМ) как статистической стоимости корзины потребления. Авторы законопроекта предлагают исчислять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на уровне 42% от медианной зарплаты. А прожиточный минимум - определять как 44,2% от медианного среднедушевого дохода. В пояснительной записке говорилось, что МРОТ не должен быть ниже ПМ трудоспособного населения. В 2021 году минимальная оплата труда составит 12 792 рубля и затронет 3,9 млн человек, а ПМ составит 11 653 рубля.

 Обоснование Минтрудом смены методики свелось к тому, что, мол, такова мировая практика, и многие европейские страны отталкиваются от медианной зарплаты. Правда, непонятно, какие именно стандарты и какой именно страны будут взяты за ориентир. "Солидарность” попыталась разобраться в этом вопросе при помощи документов Европейской конфедерации профсоюзов (ЕКП), предоставленных международным отделом ФНПР. И выяснилось, что предложение министерства на европейскую практику похоже очень отдаленно. Но обо всем по порядку.

 

ВОПРОСЫ ПРОФСОЮЗОВ

Начнем с того, что инициатива Минтруда вызвала много вопросов у профсоюзов. И самый главный: почему законопроект разрабатывался в обход профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК)? С 2018 года рабочая группа трудилась над новой методологией определения потребительской корзины и прожиточного минимума, ряд предложений уже был одобрен, но работу заморозили. - Теперь выясняется, что Минтруд России подготовил свой вариант изменений и даже внес в правительство, не обсудив с социальными партнерами, что является нарушением соответствующего пункта Генерального соглашения, - говорит зампредседателя ФНПР Нина Кузьмина.

Второй по важности вопрос: медианная зарплата исчисляется Росстатом раз в два года. МРОТ будет неизменным все это время? Между тем методику исчисления медианной заработной платы людям тоже не представили.

Третий проблемный вопрос - наиболее важный: процентный показатель от медианной зарплаты крайне низок, в итоге инициатива Минтруда не позволит решить проблему бедности.

19 октября в Общественной палате состоялось "нулевое” чтение законопроекта в формате вебинара. Секретарь ФНПР Олег Соколов на этом чтении сообщил, что не видит, как новая методика поможет установить более справедливый прожиточный минимум. По расчетам ФНПР, сейчас реальная стоимость потребительской корзины - 14 тысяч рублей. А Минтруд предлагает к 2021 году довести прожиточный минимум лишь до 11,6 тысячи рублей: "Прожиточный минимум - это показатель для выплаты социальных пособий, а МРОТ, безусловно, должен быть выше, иначе сама сущность и социальная значимость этих показателей утрачивается”.

СОЦИАЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР

 Как же решается вопрос с МРОТ в Европе, на опыт которой ссылается министерство? Так вот, жесткого законодательного регулирования минимальных зарплат в Европе нет. Есть, скорее, "социальный ориентир”. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие международные организации установили его на уровне двух третей от национальной медианной зарплаты. В проекте Еврокомиссии "Европейская опора социальных прав” провозглашено, что МРОТ должен "достигнуть уровня прожиточного минимума, обеспечивающего работникам достойный уровень жизни, удовлетворение их собственных потребностей и потребностей их семей”. А что такое "адекватная минимальная заработная плата”? Она должна обеспечивать "больше, чем просто пропитание”, позволять "участвовать в жизни общества” и предоставлять "некоторую возможность для работников и их семей застраховаться от непредвиденных потрясений”. В 2008 году Европейский парламент в резолюции о содействии социальной интеграции и борьбе с бедностью призвал Европейский совет согласовать общую цель ЕС в отношении МРОТ. Рекомендовали "минималку” устанавливать на уровне не меньше 60% от средней зарплаты в каждой стране. В 2016 году Европарламент повторил это требование в своем отчете о социальном демпинге, призывая установить МРОТ на уровне "не менее 60% от соответствующей средней заработной платы по стране... чтобы избежать чрезмерных различий в зарплате, поддержать совокупный спрос и восстановление экономики и укрепить социальную конвергенцию”.

Европейская конфедерация профсоюзов в своей последней резолюции "За общую стратегию в отношении низкой и минимальной заработной платы” (2020 год) все так же требует, чтобы все установленные законом виды МРОТ были эквивалентны 60% от национальной медианной или 50% средней зарплаты, "в зависимости от того, что является наиболее благоприятным для наемных работников”. Тем временем, пока писался текст, минимальная заработная плата в Европе стала обязательной.

Не далее как 28 октября Еврокомиссия издала директиву об "адекватной минимальной заработной плате”. Согласно документу, теперь все государства должны предоставлять подробные сведения о своем ВВП, стоимости жизни, ценах на жилье, а затем, на основе этих данных, устанавливать минимальную ставку зарплаты в стране. Инициатором этой директивы стали члены ЕКП - 85% из них проголосовали за обращение в Еврокомиссию с просьбой о создании директивы. С директивой не согласились Дания и Швеция. Шведский министр по делам Европы заявил, что в их стране действует система переговоров, которая и так помогает решить проблемы с зарплатами, не доводя до забастовок.

 ПРАКТИКА

Заданного ориентира сложно достигнуть. Наиболее близки к этому Франция и Португалия. В 10 из 19 стран ЕС, по которым ОЭСР предоставляет данные, относительная минимальная зарплата меньше 50% от национальной средней заработной платы. Правительство Великобритании с 1 апреля 2016 года ввело "национальный прожиточный минимум”, он же МРОТ. Ставилась цель повысить его до 60% от средней национальной зарплаты к 2020 году. Последнее повышение минимальной заработной платы в Испании тоже было обозначено как важный шаг для достижения 60-процентного порога. Конфедерация профсоюзов Австрии (ÖGB) на своем конгрессе в 2018 году решила, что никакая зарплата, установленная в коллективном договоре, не должна быть меньше 1700 евро в месяц. И это примерно 60% от средней зарплаты по стране. То есть на практике все больше европейских стран стараются подтянуть минимальные зарплаты к заданной планке.

СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ МРОТ

Стратегии в отношении МРОТ в Европе можно в целом разделить на две категории: 1) Установление нижней планки минимальной зарплаты на национальном уровне (в большинстве случаев - законодательно). Такой стратегии придерживаются 22 из 28 стран ЕС. 2) Применяются отраслевые стратегии в отношении минимальной зарплаты. "Минималка” определяется для определенных отраслей или профессий и закрепляется в коллективных договорах. Такая схема действует на Кипре, в Дании, Финляндии, Швеции, Италии, Австрии. Есть государства, успешно применяющие обе стратегии. Например, на Кипре кроме коллективных договоров есть установленная законом минимальная зарплата для определенных групп профессий.

Надо отметить, что даже европейские страны пока далеки от благополучия в вопросе минимальной зарплаты. ОЭСР предоставляет данные по "минималке” в 19 странах ЕС из тех 22, где она установлена законом (по Болгарии, Хорватии и Мальте сведения отсутствуют). Исходя из этих данных, минимальная зарплата в этих странах даже меньше порога "низкой зарплаты”, который ОЭСР и другие международные организации установили на уровне двух третей от национальной медианной зарплаты.

В итоге Евростат констатировал, что в 2014 году в Европейском союзе каждый шестой наемный работник (17,2%) имел низкую зарплату. Ежегодное повышение МРОТ в реальном выражении разнится. В Румынии и Литве самый низкий рост - меньше чем на 1 евро (речь идет о почасовой ставке). В Нидерландах рост самый заметный, превышающий 5 евро. Впрочем, эффект от повышения на 0,76 евро в Румынии и на 4,07 евро в Великобритании одинаков - в обоих случаях это приводит к росту почасовой ставки на 46% из-за сильно различающихся абсолютных уровней "минималки”. Насколько странам нужно повышать МРОТ, чтобы достичь заданного социального ориентира - 60% от средней зарплаты? Показатели колеблются. Чуть больше чем на 20% во Франции и Словении (страны с самым высоким относительным уровнем МРОТ), более чем на 90% в Испании. Значит, одномоментно проблема не решится.

 ОТ МЕДИАННОЙ - К СРЕДНЕЙ

Что делать? Добиваться цели поэтапно. В первую очередь стремиться к росту минимальной зарплаты до уровня 60% от медианной по стране. Второй этап - повышать МРОТ до 60% от средней заработной платы. На примере Португалии и Румынии видно, что между данными пунктами - пропасть. В этих странах достаточно высокий МРОТ по отношению к медианной зарплате (в Португалии - 58%). Но достигается это соотношение за счет того, что зарплата распределяется неравномерно, очень многие получают низкую зарплату. В итоге МРОТ в реальном выражении оказывается очень маленькой суммой.

 Это наводит на следующие выводы: 1) планка должна быть выше 60% от медианной зарплаты; 2) европейскую политику в отношении МРОТ надо дополнять локальным методом увеличения МРОТ - при помощи системы коллективных переговоров с последующей фиксацией достижений в коллективных договорах. По мнению ЕКП, последовательная работа над увеличением МРОТ решит сразу несколько проблем: снизит количество бедных, сократит гендерный разрыв в зарплатах (женщинам часто платят меньше), стимулирует внутренний спрос на товары, укрепит социальную сплоченность. В целом это будет способствовать экономическому росту. Но быстрого воплощения желаемого никто не ждет. "В настоящее время все больше и больше международных институтов, таких как Европейская комиссия, Европейский центральный банк и МВФ, подчеркивают необходимость более динамичного роста заработной платы для достижения более устойчивого роста и предотвращения дефляционных тенденций.

 При этом важно еще раз подчеркнуть, что общие цели в отношении установленного законом МРОТ могут быть только одним из элементов в достижении более высокой заработной платы в Европе”. Такое заявление ЕКП сделала в докладе "Кампания за повышение заработной платы”. Досье 2018 год стал третьим годом подряд, когда установленная законом минимальная зарплата динамично росла. Тенденция сохранилась: в 18 из 22 стран ЕС с 1 января 2019 года повышалась установленная законом минимальная зарплата. Великобритания и Греция повысили МРОТ раньше, в апреле и сентябре 2018-го. Греция повысила "минималку” на 10% в феврале 2019-го (впервые с момента снижения МРОТ на 22% в 2012 году).

 Наиболее выраженный рост номинального МРОТ за 2018 год произошел в странах Центральной и Восточной Европы (там же МРОТ самый низкий в денежном выражении). В лидерах - Литва с 38,4%. Причина такого резкого повышения - в решении довести МРОТ до уровня 45 - 50% от средней зарплаты.

 В Испании МРОТ вырос на 22,3%, это было решение нового социалистического правительства как часть общего перехода к модели роста, в большей степени ориентированной на спрос. В некоторых странах ЕС повышение МРОТ съела инфляция. Понесли потери реальной зарплаты работники в Нидерландах (-0,2%), Бельгии (-0,3%), Франции (-0,6%), Греции (-0,8%) и Латвии (-2,5%).

 

ВЫВОДЫ

Предлагаемые Минтрудом новации трудно назвать социально ориентированными. Прожиточный минимум ведомство предлагает привязать к среднему подушевому доходу. Значит, "минималка” может падать. Любой отток населения с рынка труда будет уменьшать показатель медианного дохода. И причин этому много: старение населения, из-за чего больше людей окажется на пенсии (неизбежный сценарий для нашей страны), увеличение продолжительности жизни на пенсии, рост безработицы, даже увеличение рождаемости (больше родителей будут в декрете). Но условное рождение в соседнем подъезде тройни никак не уменьшает потребности работника. И ему не снизят в порядке компенсации квартплату, не сделают скидку на транспорт. Ничего подобного.

 У предложения Минтруда видно только одно последствие: государство сэкономит на социальной помощи. Вместо роста финансирования при наплыве нуждающихся в поддержке можно будет просто снизить планку этой помощи. Мы будем, наверное, единственной страной, где социально незащищенных жителей наказывают рублем за повышение рождаемости и растущую продолжительность жизни.

Предлагаемый Минтрудом МРОТ окажется гораздо ниже планки, задаваемой в Европе (60% от медианной зарплаты). И тем более будет ниже 60% от средней зарплаты. Между тем Россия в 2009 году подписала Европейскую социальную хартию, в четвертой статье которой говорится, что соотношение минимальной и средней зарплаты (за вычетом налогов) не должно быть ниже 60%. Но что на деле?

По данным Росстата, медианная зарплата на апрель 2019 года составляла 34 335 рублей. А средняя в мае 2020-го - 44 149 рублей. Казалось бы, исходя из этого, нужно стремиться повысить "минималку” сначала до 20,6 тыс. рублей, а затем взять вторую планку и довести сумму до 26,5 тыс. рублей. Нам же предлагают 42% (то есть 14 420 рублей). Но в расчетах Минтруда другая ставка МРОТ - 12 792 рубля. Откуда она взялась? Оказалось, что для своего проекта Минтруд хочет, чтобы Росстат рассчитывал медианную зарплату по другой методике, экспериментальной, которую составили в ПФР на основе данных за 2017 - 2019 год и I квартал 2020 года. Начальник Управления статистики труда Росстата Зифа Зайнуллина приводит предварительную цифру - 30 457 рублей. Оттуда и получается 12 792 рубля.

 Сегодня предложение Минтруда глазами обывателя выглядит так: сначала надо снизить обязательства (под которыми когда-то расписывались), а потом снизить расчетную базу для этих обязательств. Цинично назвать это "мировой практикой”, а по факту - пытаться сэкономить на социальной помощи.

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

Просмотров: 56 | Добавил: Yava | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Наверх